Содержание материала

Сборка коробки передач

Если не производилась регулировка осевого люфта первичного и вторичного валов и дифференциала, выполните регулировку как описано.

Сборку коробки передач проводите в следующем порядке:

  • проверьте, чтобы внутренние и внешние поверхности картеров коробки передач и сцепления были чистыми;
  • если необходимо, замените втулку вала стартера, для чего с помощью съемника спрессуйте с вала старую втулку и с помощью оправки (отрезок трубы подходящего диаметра) запрессуйте новую втулку и смажьте ее. Втулку можно заменить, не снимая коробку передач;
  • расположите картер сцепления так, чтобы сторона, с которой устанавливается сцепление, оказалась внизу;
  • смажьте подшипники дифференциала и установите дифференциал шестерней привода спидометра, в картер;
  • установите вторичный вал в коробку передач. Проверьте, чтобы на шпильках крепления опоры подшипника были установлены уплотнительные кольца, а плоская часть опоры была направлена к шестерне заднего хода;
  • установите в коробку передач первичный вал;
  • установите на место косозубую шестерню заднего хода, после чего установите вал заднего хода. Введите зубья прямозубой шестерни заднего хода в зацепление с соответствующей шестерней на вторичном валу;
  • установив вилки включения задней передачи над прямозубой шестерней заднего хода, совместите отверстие в держателе вилки с резьбовым отверстием в картере и привинтите держатель вилок болтом, затянув его требуемым моментом;

Рис. 43. Расположение винтов крепления держателя вала заднего хода:

1 – поперечный;

2 – продольный

  • установите прокладку и держатель вала (рис. 43) шестерен заднего хода;
  • установите основной блок вилок переключения передач, при этом наконечники вилок должны установиться в канавки скользящих колец синхронизаторов;
  • временно выверните резьбовую шпильку М8х100 в держатель вала задней передачи и совместите пластины селектора. Вилки переключения передач должны входить в канавки скользящих муфт;
  • установите магнит в гнездо в картере коробки передач;
  • нанесите тонкий слой герметика на сопрягаемые поверхности картеров коробки передач, совместите картеры коробки передач и сцепления и привинтите болтами, затянув их регламентированным моментом;
  • после сборки картера коробки передач установите винты держателя вала заднего хода, для чего вверните сначала поперечный винт 1 (см. рис. 43). выверните резьбовую шпильку, ввернутую в картер коробки передач, и вверните продольный винт 2. Затяните винты в последовательности сначала винт 2, а затем винт 1. Для этого необходима Тогх-отвертка. Используйте только новые винты;

Рис. 44. Установка направляющей втулки выжимного подшипника

  • установите направляющую втулку (рис. 44) выжимного подшипника и закрепите ее болтами, затянув их требуемым моментом. При установке направляющей втулки выжимного подшипника, необходимо установить новое уплотнительное кольцо;

Рис. 45. Выравнивание осей вилок с помощью отвертки и цапфы

  • для выравнивания осей вилок (рис. 45) и установки цапф вилок включения передач установите отвертку в окно коробки передач и сориентируйте переключающий механизм, чтобы можно было установить цапфы;

Рис. 46. Установка вала механизма выбора передач:

1 – вал;

2 – выемка на корпусе;

3 – выступ

  • установите вал механизма выбора передач (рис. 46) в нейтральное положение и установите вал таким образом, чтобы выступ на нем разместился в выемке на корпусе. Переместите вал таким образом, чтобы палец вала установился в отверстии рычагов вилок включения передач, и затяните болты крепления вала регламентированным моментом;
  • установите крышку, закрывающую механизм переключения передач и затяните болты крепления крышки регламентированым моментом;
  • установите крышку вала механизма выбора передач;
  • установите коробку передач картером сцепления вниз;
  • установите ведомую шестерню пятой передачи, предварительно нагрев ее до 100 °С;
  • установите на первичный вал игольчатый подшипник ведущей шестерни пятой передачи, после чего установите шестерню и кольцо блокировки синхронизатора;
  • установите пружину на кольце блокировки синхронизатора;

Рис. 47. Скошенные зубья на скользящей муфте синхронизатора должны быть направлены к шестерне 5-й передачи

  • установите ступицу синхронизатора и скользящую муфту синхронизатора таким образом, чтобы скошенные зубья на скользящей муфте были направлены к шестерне пятой передачи (рис. 47);
  • установите шайбы на ведомую и ведущую шестерни пятой передачи и закрепите их болтами, предварительно нанеся на резьбу болтов средство, препятствующее их отверчиванию. При затягивании болтов крепления шестерен пятой передачи заблокируйте шестерни от проворачивания, одновременным включением пятой передачи и передачи заднего хода;

Рис. 48. Элементы механизма включения пятой передачи:

1 – вилка включения пятой передачи;

2 – рычаг перемещения вилки пятой передачи;

3 – пружина;

4 – кольцо синхронизатора;

5 – скользящая муфта синхронизатора;

6 – шестерня;

а – зазор, равный 1,2 мм

  • установите и отрегулируйте положение вилки 1 (рис. 48) включения пятой передачи. Предварительно установите наконечники вилок пятой передачи в канавку скользящей муфты синхронизатора и привинтите цапфы вилки включения пятой передачи;

Рис. 49. Регулировка положения вилки включения пятой передачи: А – щупы толщиной 1,2 мм;

1 – болт крепления рычага. Стрелкой указано направление отжатия вилки при регулировке

  • включив пятую передачу, вставьте с двух противоположных сторон между скользящей муфтой синхронизатора и шестерней пятой передачи два щупа толщиной 1,2 мм и, нажав на заднюю часть вилки включения пятой передачи в направлении от картера коробки передач, затяните болт крепления рычага перемещения вилки пятой передачи (рис. 49);
  • очистите поверхность картера коробки передач, сопрягаемую с крышкой пятой передачи, установите прокладку и крышку пятой передачи и закрепите крышку болтами, затянув их регламентированным моментом;
  • установите блок привода спидометра;
  • если есть необходимость, установите новые уплотнительные кольца дифференциала;

Рис. 50. Установка новых пружинных стопорных колец на фланец привода

  • установите новые стопорные кольца на фланцы привода, нанесите на рабочие кромки уплотнительных колец дифференциала слой смазки и установите фланцы привода в коробку передач до четкой фиксации их стопорными кольцами (рис. 50);
  • установите рычаг выключения сцепления и выжимной подшипник;
  • установите опору крепления коробки передач;
  • установите кронштейн крепления тросов переключения передач.

Additional information